К 5 годам звукопроизношение ребенка должно быть сформировано полностью. Уже с двух лет ребенок может различать звуки речи на слух и пытается подражать этим звукам. В 3-4 года малыш уже может слышать разницу между собственным произношением звука и его произношением взрослыми, что и позволяет ему стремиться исправить свое произношение.
Артикуляторные возможности ребенка формируются постепенно. Ребенок, уже свободно различающий на слух все звуки речи, до определенного возраста не может овладеть их правильным произношением. Произношением достаточно сложных по артикуляции свистящих (С, З, Ц) и шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) звуков ребенок овладевает в возрасте от 3 до 4 лет. Позднее всего ребенок овладевает произношением самых сложных по артикуляции звуков - Р и твердого Л. Таким образом, до 4-4,5 лет звукопроизношение всех без исключения детей несовершенно. Часто это обстоятельство усыпляет бдительность родителей и даже некоторых специалистов, которые все списывают на возраст и полагают, что до 5-6 лет о правильности звукопроизношения у ребенка беспокоиться рано.
Если к 5 годам у ребенка есть нарушение звукопроизношения, значит, существуют какие-то особые причины, препятствующие полноценной работе анализаторов. При нормальном строении артикуляционных органов и нормальной их подвижности такого рода особенности произношения звуков не встречаются, за исключением случаев, когда ребенок подражает кому-либо из взрослых. И поскольку подобные дефекты в произношении звуков вызваны специфическими причинами, то не рассчитывайте на исчезновение этих дефектов «с возрастом», обращайтесь за помощью к специалистам как можно раньше.
Первичная диагностика учителя-логопеда высшей категории
В нее входит:
- Сбор анамнестических данных
- Обследование органов артикуляционного аппарата
- Обследование звукопроизношения
- Ориентировка ребенка в пространстве
- Обследование лексики, фонетики и грамматики
- Обследование связной речи